Тайны и загадки Истории

Непознанное  Необъяснимое

 

6.12.2011

                         ТеотиуаканГород Богов

История этого древнейшего города Мезоамерики покрыта тайной веков. Теотиуакан – «Город, где люди становятся богами», так назвали его ацтеки, впервые попав в этот грандиозный, но уже давно брошенный город. Они были поражены идеальной планировкой города его величием и красотой пирамид и храмов. По мнению ацтеков, город был построен великанами – «кинаме» по приказу богов.

Исторический архитектурный комплекс Теотиуакан расположен в 50 км, от мексиканской столицы г. Мехико.  Существует множество версий о том, когда и кем был построен этот величественный город, ставший в начале нашей эры культурным и религиозным центром Мезоамерики.  Но достоверных исторических источников, проливающих свет на тайну Города Богов, не существует, или они пока не найдены.

Пока учённые не сошлись во мнении, когда был построен город, одни придерживаются версии, что Теотиуакан основали в V-IV тысячелетии до н. э, другие утверждают, что Город Богов  возник в период II-I тысячелетия до н. э. третьи полагают, что он основан в начале  I века до н.э.

Среди историков и археологов, изучающих Теотиуакан, досих пор нет единого мнения и по такому важному вопросу, какой народ основал и жил в Городе Богов. Длительное время считалось, что Теотиуакан основали майя, но затем стало преобладать мнение, что строителями и жителями города был другой народ получивший название теотиуаканцы. Существует так же версия, что Теутиуакан основали ольмеки, родоначальники мезоамериканской цивилизации. Первые очаги культуры ольмеков зародились на территории штатов Веракрус и Табаско (Мексика). Просуществовала цивилизация ольмеков почти два тысячелетия с 1400 г. до н. э, по 400 г. н. эры. Она внезапно появилась и также внезапно исчезла почти, так же как и цивилизация Теутиуакана.  Впрочем, веских доказательств, что основателями города богов были ольмеки, пока нет.

Когда Теотиуакан достиг пика своего расцвета, численность населения города составляла примерно 200 тысяч человек, а сам город занимал площадь 30 км². Немногие города Старого Света той исторической эпохи могли сравниться с Городом Богов  по численности населения и размерам.

Основными и самыми значимыми сооружениями Теотиуакана  являлись «Дорога Мёртвых»,  пирамиды Солнца и Луны, цитадель Сьюдадела в центре которой находится пирамида Кетцалькоатля (Пернатого Змея).

По какому принципу строили Теотиуакан древние строители? Этим вопросом задавались многие учённые исследовавшие город.  Было ясно одно, город строители города придерживались строгих правил, улицы Теотиуакана имели строгую прямоугольно-сетчатую планировку, что бы её не нарушать было изменено русло реки, для этого был построен обводной канал, перенаправивший её в другую сторону.

Учёный из Бруклинского университета Стэнсберг Хагар выдвинул версию, что город моделировался как Солнечная система в миниатюре,  а знаменитая «Дорога мёртвых не что иное, как отображение Млечного Пути, а пирамиды курганы и другие сооружения, находящиеся по сторонам «Дороги Мёртвых»  являются олицетворением конкретных звёзд и планет. В 70-х годах прошлого столетия учёный из США Харлстон  Хьюг на основе этой гипотезы провёл математические расчёты и пришёл к выводу, что гипотеза Стенберга Хагара близка к истине. Теотиуакан изначально планировался как некая модель Солнечной системы.

Главная «Дорога Мёртвых» имеет ширину 40 метров и длину около 3  километров, предполагается, что это был первый объект построеный в Теотиуакане. Символизировала она Млечный Путь, в мифологии индейцев Мезоамерики Млечный Путь отождествлялся с Тропой мёртвых, по которой души умерших уходили в мир иной. Вдоль Дороги Мёртвых было выстроено множество храмов и прекрасных дворцов, но самыми грандиозными постройками были пирамида Солнца и пирамида Луны. Пирамида Солнца расположена на востоке Дороги Мёртвых, а пирамида Луны в её северной части на расстоянии 500 метров от пирамиды Солнца.  Народы, населявшие Мезоамерику после падения Теотиуакана, и таинственного исчезновения его жителей, верили, что Солнце и Луна родились в Городе Богов.

Пирамида Солнца

Раскопки и работы по реконструкции пирамиды Солнца, были проведены в начале 20 века, к сожалению, проводились они специалистами, не имеющими должного уровня и навыков  такого рода работ, что привело к разрушению многих компонентов сооружения. В основании сооружение имеет 225 метров, а его высота около 65 метров, но в древности пирамида была ещё выше, и на её вершине находился храм с каменой статуей божества, но во времена испанских завоеваний храм был разрушен, а каменная статуя божества уничтожена.

Пирамида Солнца расположена вдоль оси восток-запад,  траектория пути светила, это даёт возможность предполагать, что пирамида Солнца символизировала  центр Вселенной. Как и большинство народов Мезоамерики, теотиуаканцы почитали Солнце как верховное божество, на вершину пирамиды к храму вели 242 ступеньки очень узкие и высокие, на них с трудом помещалась стопа человека. Фасад пирамиды направлен на восток, символизировавший у индейцев самую важную сторону света, туда, где начинался восход светила. Внутри пирамида была заполнена землёй и камнями, а снаружи облицована искусно вытесанными каменными плитами. Пирамиду построили не на пустом месте, а на руинах ещё более древней постройки. На глубине 6 метров под основанием пирамиды находится естественная пещера шириной около 100 метров, она считалась священным местом у теотиуаканцев ещё до того как была построена пирамида. Жители города свято верили, что храм на вершине пирамиды солнца являлся центром не только Теотиуакана, но и всего мира.

Пирамида Луны

Пирамида Луны построена в более поздние времена, чем пирамида Солнца, она датируется 200-450 годами н.э. в то время как пирамида Солнца была возведена до 200 г. н. эры.  Это сооружение  предназначалось для служения культу богини Луны и воды Чальчиутликуэ. Для земледельческой культуры, которой являлась культура Теотиуакана, вода являлась важнейшим источником жизни, и богиня Луны считалась одним из важнейших божеств в пантеоне богов Мезоамерики.

Пирамида Луны – одно из самых больших сооружений Теотиуакана, по размерам она уступает  пирамиде Солнца, её высота достигала 46 метров и 150 метров в основании. Ступени, ведущие на вершину пирамиды Луны, даже круче и уже чем ступени пирамиды Солнца и путь на её вершину является довольно сложным делом. Ступени пирамиды спускаются на Дорогу Мёртвых, а на самой её вершине находится площадка для исполнения  ритуалов посвящённых богине Луны. Пирамида Луны одно из самых уникальных сооружений древней Мезоамерики, дело в том, что построена по образу луковицы или, скорее всего матрёшки, внутри её находится ещё несколько сооружений встроенных друг в друга.

Теотиуакан это город с почти тысячелетней, а возможно и более длинной историей, в III-V столетии н. э. он достигает вершины своего процветания.  Город Богов в это время был культурным и религиозным центром Мезоамерики, к тому же он располагался на пересечении многих торговых путей. Вблизи города находились самые крупные в Центральной Америке месторождения обсидиана,  являвшимся в те времена стратегическим материалом. Большинство оружия и орудий труда в Мезоамерике изготовлялось из обсидиана. Плодородные земли долины, в которой располагался Теотиуакан, давали обильные урожаи, а в городе процветали различные ремёсла, особенно гончарная отрасль. Всё это в совокупности сопутствовало экономическому процветанию Теотиуакана и делало его богатейшим городом региона. Изделия жителей Теотиуакана расходились по всей Мезоамерике, а торговцы из Города Богов имели экономические отношения практически со всеми государствами, существовавшими в Центральной Америке в ту эпоху. Теотиуаканцы были не воинственным народом как тольтеки или ацтеки, в городе нашли мало изображений батальных сцен, это говорит о том, что в Городе Богов не процветал культ войны.

По всей видимости, основная власть в городе была сосредоточена в руках жрецов, в Городе Богов они управляли все, политикой экономикой культурой, определяли, когда сеять и собирать урожай, с кем воевать и с кем торговать. Жрецы и аристократия проживали в красивых дворцах, а для простого народа строились специальные здания, наподобие наших коммуналок, в таких домах могло проживать по несколько десятков семей. Жилища украшались яркими фресками в основном на религиозную тему, скорее всего такие фрески должны были с младенческого возраста пробуждать глубокие религиозные чувства.  Для детей организовывали учебные заведения, где они учились письменности и различным ремёслам.

Точно никто не знает, почему и когда покинули Теотиуакан его жители, по этому поводу существует две основные версии. По одной из гипотез Город Богов был захвачен, разграблен и разрушен тольтеками примерно в первой половине VIII н. эры. Те из жителей кто пережил нашествие тольтеков, покинули город и больше туда не возвращались. Другая гипотеза несколько отличается от первой.

Вначале VIII в. н. э. на территорию Мезоамерики вторгся военный союз тольтеков и покорил значительную её часть, в том числе и Теотиуакан. Город первоначально был разграблен и частично разрушен. Но впоследствии тольтеки дали вторую жизнь Городу Богов, сделав его ещё более величественным и прекрасным.  Первоначально тольтеки были варварами и более цивилизованные народы называли их «чичимеками» в переводе с науатль – варвары. Но это был удивительный народ, стремившийся к знаниям и культуре и жадно впитывавший знания покорённых народов, что бы впоследствии во многом превзойти своих учителей. Вскоре их перестали именовать чичимеками и дали им новое название «тольтеки», что в переводе с науатль звучит как умельцы или мудрецы.

Они заново отстроили Теотиуакан оставив многое из того что там было построено в первоначальном виде. Архитектурный стиль, который тольтеки применили при строительстве сооружений в Теотиуакане, превосходно вписывался и гармонировал с тем, что было уже построено до них, так произошло слияние двух великих культур более древней теотиуаканской и молодой восходящей тольтекской.

Под управление тольтеков город Богов просуществовал ещё более полутора века, а трагедия, приведшая Теотиуакан к полному упадку и последующим исходом его жителей, произошла в конце IX века.

Что послужило причиной исхода жителей и почему в Теотиуакане повсюду видны следы пожаров и разрушений?  Учёные, поддерживающие эту гипотезу, предполагают, что жителей Теотиуакана постигла та же участь что и жытелей городов древних майя. Интенсивное земледелие с применением неэффективного подсечно-огневого метода привело к уничтожению лесов на многие километры вокруг города, способствовала уничтожению джунглей и громадная потребность в древесине для строительства, чтобы получить строительную известь. Всё это привело к эрозии почвы, и она перестала плодородить. К тому же в конце IX отмечалась продолжительная засуха более 10 лет, что привело к огромному дефициту продуктов питания.

Голодало в основном низшее сословие, земледельцы, ремесленники, рабочие обсидиановых шахт, аристократия и жрецы жила в роскоши и сытости. Голод и благоденствие аристократов и жречества привёл к всеобщему бунту. Простой народ начал жечь и грабить дворцы жрецов и аристократов, а затем, когда всё что можно было разграблено, сожжено и разрушено, жители покинули  пришедший в упадок, разрушенный и сожжённый город.

Достоверных исторических документов подтверждающих ту или иную гипотезу не существует или они пока не найдены, во всяком случае, могли быть и другие причины упадка и гибели Города Богов. Впрочем, в Теотиуакане очень много работы для учёных, множество строений ещё не раскопаны и ждут своего часа, кто знает какие тайны ещё хранит Величественный Город Богов.

Материалы стены перемещены в Гостевую книгу
Сделать бесплатный сайт с uCoz